Главная страница
Поиск по модели:
  
Как выглядит рак кожи на начальной стадии
Отчето производственной практике студента строителя образец
Магнит официальный сайт каталог товаров акции
Упражнения для мелкой моторики рук
Можно самому крестить ребенка
Найдите периметр и площадь равнобедренной трапеции
Сколько раз меняются зубы у детей
Барбадожкины истории мультфильм 2017
 

Проблемно эвристический метод обучения

Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: К эвристическим формам занятий относятся: Эвристический урок включает в себя задание на собственное творчество учащихся. Эвристическое погружение— форма обучения, при которой в течение нескольких дней сохраняется образовательная доминанта, обеспечивающая личностное познание учениками природного, культурного или иного образовательного объекта с помощью эвристических методов обучения.

Погружение происходит в определенную историческую эпоху или событие, в творчество одного писателя или в страну, в физическую теорию или географическое понятие. Эвристическое погружение может состоять из серии образовательных ситуаций. Эвристическая олимпиада имеет целью предоставить ученикам возможность максимального творческого самовыражения в различных предметных областях с учетом их индивидуальных способностей.

Эта форма позволяет ученикам создать творческие продукты небольшого объема за короткие промежутки времени. На эвристической олимпиаде оценивается не правильность решения сложных задач, а степень творчества созданных учениками продуктов. Деловая игра максимально приближает обучение к реальным, научным или производственным условиям. На занятии в игровой форме моделируется деятельность любой организации по решению реальной для нее проблемы.

Среди современных тенденций развития компьютерных образовательных технологий наблюдается переход от информационной ориентации к интерактивной. Например, в компьютерных играх и мультфильмах, в мультимедийных обучающих программах пользователю отводится все более активная рол предлагающая ему свободу выбора действий и получения индивидуальных результатов.

Однако компьютерных обучающих программ, позволяющих ученику действовать эвристически, то есть создавать свой собственный, а не определенный заранее образовательный продукт, в массовой практике пока очень мало. К ним относятся межшкольные образовательные проекты, реализуемые с помощью электронной почты E-mail или системы Web глобальной сети Internet.

Творческие работы детей отличаются по типу, объему, времени их выполнения. Одни работы выполняются учениками прямо на уроке и представляют собой элемент творчества в рамках изучаемой темы. Таковы придуманные детьми загадки, короткие стихотворения, сказки, считалки, математические задачи, опыты по естествознанию. Другой вид работ— это текущие творческие работы учеников, выполненные ими не только в классе, но и дома в течение дней.

Такие работы не требуют специального оформления и официальной защиты. Ребята выступают с подобными работами прямо на уроках. Следующий вид творческих работ — это те, которые ученики готовят и защищают в конце учебной четверти или во время творческой недели.

Это могут быть итоговые, зачетные, экзаменационные работы. Их отличает более продолжительный период выполнения — от 1 до 3 месяцев и более, а также достаточный объем полученных результатов. Такие работы оформляются по установленным стандартным требованиям: Работы выполняются под руководством педагогов на специальных занятиях по выбору в мастерских.

Лучшие работы по итогам защиты публикуются и включаются в школьный компонент содержания образования для дальнейшего использования в учебном процессе. Выделим следующие типы творческих работ: Эвристические формы занятий включают в себя соответствующие методы обучения.

Рассмотрим особенности некоторых эвристических методов обучения. Вживаться в сущность свечи, дерева, камня, кошки, облака и других образовательных объектов помогает применение словесных предписаний типа: Рождающиеся при этом мысли, чувства, ощущения и есть эвристический образовательный продукт ученика, который может затем быть выражен им в устной, письменной, знаковой, двигательной, музыкальной или рисуночной форме Наблюдение объекта в данном случае переходит как бы в самонаблюдение ученика, если предварительно удается отождествить себя с объектом Метод смыслового , видения.

Одновременная концентрация на образовательном объекте физического зрения и пытливо настроенного разума позволяет понять увидеть первопричину объекта, заключенную в нем идею, первосмысл, то есть внутреннюю сущность объекта.

Также, как и в предыдущем методе, здесь требуется создание у ученика определенного настроя, состоящего из активной чувственно-мысленной познавательной деятельности. Какова причина этого объекта, его происхождение? Как он устроен, что происходит у него внутри?

Почему он такой, а не другой? Упражнения по целенаправленному применению данного метода приводят к развитию у учащихся нетрадиционных для применения в массовой школе познавательных качеств — озарению, наитию, инсайту. Символ как некий глубинный образ реальности, содержащий в себе ее смысл, может выступать средством наблюдения и познания этой реальности.

Метод символического видения заключается в нахождении или построении учеником связей между объектом и его символом После выяснения характера отношений символа и его объекта например, свет— символ добра, спираль— символ бесконечности, голубь — символ мира, блин — символ Масленицы учитель предлагает ученикам наблюдать какой-либо объект с целью увидеть и изобразить его символ в графической, знаковой, словесной иди иной форме.

Предлагается, глядя, например, на горящую свечу, нарисовать увиденные образы то есть то, на что она похожа. Ребята рисуют новогоднюю елку, шлем, церковь, нимб, меч, вулкан, землю и многое другое.

Образовательный продукт как результат наблюдения учеников в данном случае выражается в образной или символической форме, а не просто через описание естественнонаучных фактов. Такой метод развивает у учеников образные подходы к познанию. Создание нового, не известного ранее продукта в результате определенных умственных действий. Детьми используется замещение качеств одного объекта качествами другого с целью создания нового объекта; отыскание свойств объекта в иной среде; изменение элемента изучаемого объекта и описание свойств нового, измененного.

Выполнение учениками подобных заданий не только развивает способность воображения, но и позволяет им лучше понять устройство реального мира, фундаментальных основ различных наук. Метод эвристических вопросов Квинтилиан.

Для отыскания сведений о каком-либо событии или объекте задаются следующие семь ключевых вопросов: Парные сочетания вопросов порождают новый вопрос, например: Ответы на данные вопросы и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.

Увеличивается или уменьшается объект познания, его отдельные части или качества: Ученикам предлагается соединить несоединимые в реальности качества, свойства, части объектов и изобразить, например, горячий снег, вершину пропасти, объем пустоты, сладкую соль, черный свет, силу слабости, бегающее дерево, летающего медведя, мяукающую собаку, вылетающее из трубы дерево. Основная задача метода — сбор как можно большего числа идей в результате освобождения участников от инерции мышления и стереотипов в непринужденной обстановке.

Работа происходит в следующих группах: Генерация идей происходит в группах по определенным правилам. На этапе генерации идей любая критика запрещена. Всячески поощряются реплики, шутки. Затем полученные в группах идеи систематизируются, объединяются по общим принципам и подходам. Далее рассматриваются всевозможные препятствия к реализации отобранных идей. Оцениваются сделанные критические замечания. Окончательно отбираются только те идеи, которые не были отвергнуты критическими замечаниями и контридеями.

Гордон базируется на методе мозгового штурма, различного вида аналогии словесной, обратной, личной , инверсии, ассоциаций и др. Вначале обсуждаются общие признаки проблемы, выдвигаются и отсеиваются первые решения, генерируются и развиваются аналогии, использование аналогий для понимания проблемы, выбираются альтернативы, ищутся новые аналогии, возвращаются к проблеме.

Метод морфологического ящика или метод многомерных матриц Ф. Нахождение новых, неожиданных и оригинальных идей путем составления различных комбинаций известных и неизвестных элементов. Анализ признаков и связей, получаемых из различных комбинаций элементов устройств, процессов, идей , применяется как для выявления проблем, так и для поиска новых идей. Метод инверсии, или метод обращений. Когда стереотипные приемы оказываются бесплодными, применяется принципиально противоположная альтернатива решения.

Например, прочность изделия пытаются увеличить через увеличение его массы, а эффективным оказывается обратное решение — изготовление полого изделия. Или объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри. Формы и методы эвристического обучения. Как применять формы и методы эвристического обучения на уроках окружающего мира. Методы обучения и их классификация. Смысл и цели эвристического обучения.



 
001293
В освоении новой техники Вы поступаете так:
изучаете инструкцию
просите кого-нибудь помочь
полагаетесь на интуицию
© 2005 — 2016 «provence.cn.ua» Документы на все случаи!